Как я искала работу графика-дизайнера.
В основном информация в Интернете о поисках работы написана о поисках работы программистами и компьютерщиками, поэтому на их фоне моя «история» графика-дизайнера, хотя и тоже вплотную связанного с компьютерами, довольно уникальна. Итак…
После того, как закончились новогодние праздники, в начале января 1999 года, я вплотную приступила к поискам работы. Сначала, по совету преподавателей из Maple Leaf Academy я пообщалась с легендарной книгой, которая находится на 3м этаже нашей библиотеки. Она, во-первых, огромная, а во-вторых, прикручена (или приклеена) – в общем, приделана намертво к столу. За этими столами можно сидеть только если работаешь с книгой (их там две рядом).
В этой книге, которая называется The Calgary Business Directory, находятся сведения обо всех компаниях в Калгари – название, координаты, число работающих, имя начальника – владельца. Можно из нее только переписывать нужные сведения, копировать нельзя – она ведь вместе со столом. А так как компаний в Калгари немало – толщина книги сантиметров 20, не меньше. В три захода я переписала более-менее нужную мне информацию по графическому дизайну и вывескам.
Специфика компаний по графическому дизайну тут такая: число работников в некоторых: 1. То есть никто ему больше и не нужен. Таких я пропускала. Некоторые: 2, 3, 4, 5. Есть надежда. Стала отправлять письма. В один день отправила, помню, 34, а сколько всего – не считала. Ни ответа, ни привета. Стала звонить. Толку мало, - говорят, не нужен нам сейчас никто, или это семейная фирма, - сами обходятся.
Взяла свое портфолио – пошла по адресам, наметив маршрут. Ну и холодина же была в тот день! Почти половины фирм по адресам я не нашла – переехали, потому что канадцы переезжать очень любят, вот и фирмы тоже – то есть книга уже устарела, хотя и издается каждый год. Кого нашла – тем оставила свое резюме, а некоторые соизволили даже посмотреть мою папку. Устала и замерзла ужасно. Потом из одной вывесочной компании позвонили – назначили интервью. Вроде все неплохо прошло, но не позвонили, хотя и обещали, а я даже и по всем правилам им thank-you letter послала.
И так я ходила как коробейник по разным фирмам, в то время в основном вывесочным. Иногда попадались очень даже приятные люди. Некоторых я даже и сейчас помню – мы просто побеседовали, хотя им и никто не нужен был, и они мне даже полезных советов надавали. И вообще это было довольно интересно и, я думаю, полезно. Даже с точки зрения английского языка и «канадского опыта». Какой-то в этом даже кураж был, честное слово. Хотя толку в смысле нахождения работы было мало. Но полезного опыта все же слегка прибавилось.
Время от времени меня на интервью вызывать стали – но пока еще безрезультатно.
Попутно я стала изучать Illustrator и другие программы – читать о них книги из библиотеки. На "простое" чтение уже времени не оставалось.

Нашла себе как-то «шабашку» – расписала матрешку (двухстороннюю) – рекламу русского ресторана «Калинка», который, правда, просуществовал недолго – но моя матрешка-таки простояла в самом центре города, на 8th Avenue S.E. месяца два, пока он не закрылся. Она была высотой метра полтора и очень тяжелая (из-за подставки).


Сделала лого для организации «Women in Film & Television – Alberta” – и хотя это была работа волонтирская – то есть мне за нее ничего не заплатили, - пригласили на свое празднование, где повсюду было развешано это лого – побольше и поменьше, представили всей аудитории как автора и подарили большую красивую книгу про Калгари и годовое бесплатное право быть членом этой организации (которым я, правда, не воспользовалась), - тоже дополнительный канадский экспириэнс! Во всяком случае, экземпляр для портфолио.
 


Постепенно я как-то переключилась с вывесочных компаний на печатные – что-то раздумала иметь дело с вывесками, оракалом, или, как его тут называют, винилом.
Продолжала регулярно просматривать объявления в “Calgary Herald” (в Интернете) и посылать факсы в различные компании. Как-то раз утром я увидела объявление одной печатной компании, и хотя мне этого ужа-асно не хотелось, все-таки поехала туда сама. Босса не было на месте, побеседовала с офис-менеджером, оставила резюме. На следующий день приехала на интервью, а с понедельника стала там работать. В этой компании продолжаю работать и сейчас. Что мне понравилось, это то, что хотя у меня не было опыта кое-в-чем (потому что никогда мне не приходилось готовить пластины для печати, хотя я и много занималась фотографией сама) – мой нынешний босс Даг (Doug – Douglas, вообще-то) решил, что то, что я умею, все же перевешивает то, чего я не умею, - и я действительно быстро всему недостающему научилась. Это я, честное слово, ценю. Единственное сомнение он высказал насчет моего английского, на что я ему сказала, что я пишу и читаю гораздо лучше, чем говорю (что было правдой, особенно тогда) – и он решил-таки попробовать. Впоследствии я узнала причину его сомнений – оказывается, как-то раз у них работал парень из (боюсь соврать – по-моему, из Шри-Ланка,- в общем, его английский был ужасный, хотя в дизайне он что-то соображал. Во-первых, спеллинг, а во-вторых, способность понимать хотя бы инструкции). Как мне сказала Мариэн (офис-менеджер) – это было просто «terrible», и поэтому через неделю пришлось его уволить.О работе подробнее – в другой «истории».

…Но эта работа была «part-time» 16-17 часов в неделю – т.е. неполный день ( "full-time" - 40 часов в неделю). Сначала я работала по 4 часа 4 дня в неделю. Но потом я попросила Дага, чтобы работать 2 дня по 8-9 часов, т.к. мне приходилось тратить на дорогу слишком много времени ради нескольких часов работы. С тех пор так и работаю – вторник и четверг с 7:50 до 16:35 (такая точность – из-за расписания автобуса-экспресса, который довозит меня почти к самому дому – очень удобно).
А я тем временем продолжала искать вторую половину к своей половинной работе. Просматривала объявления каждый день. Рассылала факсы по номерам, найденным в “Yellow Pages”, и E-mail-ы. Ходила на интервью время от времени, совершенно без всякого внутреннего напряжения – «одним больше, одним меньше – подумаешь!» Тем более, что часть работы у меня уже была. В некоторых компаниях мне понравилось – дружеские лица, приятные люди, порядок в офисе. Есть несколько компаний, в которых мне хотелось бы работать, да я и не теряю надежду («еще сами будут меня упрашивать!» - шутка, но почти). Есть и такие, в которые бы меня и взяли, да я бы сама не пошла.

Один раз (еще в самом начале поисков, в феврале 1999), мне один дядечка - Сэм в ма-аленькой такой, из него одного состоящей фирме предложил работу – 4 часа в день – работа на компьютере, отвечание на звонки – ну и еще другие обязанности, - и я позвонила ему потом – и отказалась. Почему? – а вот почему: он работал в Corel Draw-2 (а в то время уже был 8й и 9й), и я уже и забыла, как он вообще выглядит (ну примерно как что-то неполноценное – по сравнению с нормальным). Во-вторых, мне не захотелось работать в его насквозь прокуренном кабинете – я терпеть вообще дым не могу, а в-третьих, даже практики английского языка у меня бы не было с ним – потому что он из Индии, или что-то в этом роде – в общем, не пример в смысле языка. И правильно, что отказалась.

А индийцы в печатном бизнесе – это особая песня – во всяком случае, для меня.
Дело в том, что некоторые фирмы, в частности, половина сети “Sure-Printing” в Калгари  принадлежат индийцам – целые индийские семейные и дружеские кланы.
В сентябре 1999-го - а именно 15 сентября, я вышла на работу в фирму «Альфа-Диджитал», хозяином которой был (и сейчас есть) индиец Шаши (по-индийски «луна»). Фирма новая, оборудование нормальное, хотя в объявлении было “full-time or part-time” – мы решили начать с “part” – клиентов пока не очень много, но вот со временем… Тогда-то я и предложила Дагу новый график работы – 2 дня у него и 3 дня в другом месте. Считаю, что эта идея была просто гениальна, и очень рада, что он на это согласился .
Проработала я у Шаши 2 дня – среду и пятницу. В воскресенье он позвонил и сказал, что он пока решил, что не может себе позволить графика, а будет сам дизайном заниматься, а нанял на полный день печатника. Не могу сказать, чтобы меня это обрадовало. В понедельник я съездила за чеком, пожелала ему всяческих успехов и сказала, чтобы он меня имел в виду, если что. На том и расстались.

В октябре меня взяли в “Sure-Printing” (копировально-печатная маленькая фирма) после 2х интервью. Нужно им было кого-то не только для дизайна, но для копирования (и большие чертежи, и обычные копии), и еще для обслуживания клиентов – “customer service”, что мне просто не хотелось делать, но я рассчитывала там поработать какое-то время и освоить их новую технику на будущее. Ехать туда надо было на 2х автобусах и на C-Train (больше часа). Владельцами этого print-shop’a были мать и дочь (индийского, опять-таки происхождения…). А отец возглавлял что-то в этой области рангом повыше…я думаю, что с ним-то как раз бы я сработалась, а вот с ними…У меня был «испытательный срок» 2 недели по тому же графику. Не-ет… это был экспириэнс… Мне было все поперек (думаю, что и им тоже) – и то, как они клиентские файлы хранят, и что компьютеры у них по году не-дефрагментированные, а потому невыносимо медленные, да и к тому же один вообще отключился – вызвали мастера, и то, что они толком объяснить не могут суть, а какие-то разовые указания дают (чего я терпеть не могу). К компьютеру меня почти и не подпускали (я издалека смотрела, как Нурани – мамаша с важным видом возит мышью, делая откровенную дурь), а когда я пыталась что-то посоветовать, их это просто явно раздражало. Естественно, было трудно сразу (да еще работая через день) запомнить порядок работы 2х принтеров, 3х копиров, да еще всяких резалок и переплетчиков. Естественно, приходилось спрашивать, и противно было видеть, с каким высокомерным видом они отвечали. Наконец, Нурани взбрело в голову дать мне разобрать кучу ящиков, в которых они хранили все бумаги, чеки и т.п скучнятину – в другие ящики и в другом порядке. А так как она толком не объяснила стратегию и тактику в целом (думаю, что она и сама толком это в общем не представляла) – я в них закопалась и часть-таки перепутала (представляю, как она бесилась!) С каждым днем я ненавидела это место все больше, при всем своем позитивном настрое в нормальной жизни. В общем, кода через 2 недели мне сказали, что они решили от моих услуг отказаться, я им ответила, что я и сама собиралась им сказать, что не буду у них работать, на что дочь, до этого говорившая со мной официальным тоном начальницы (ей лет около 22, я думаю), аж изменила тон от удивления. Я не стала углубляться в подробности и сказала, что моя специфика – дизайн, а не customer service. Это было, конечно, довольно печально в экономическом плане, но с моей души упал такой камень – просто гора. А на заработанные таким ужасным способом деньги мы в тот же вечер купили мне пуховик – и теперь я не боюсь никаких холодов. В прошлую зиму я его носила – отличный.
Из всей этой истории я сделала вывод, что мне с индийцами не по пути. Уж слишком они непохожи на нас. Не хуже, и не лучше, а просто – другие. Другая логика, другой менталитет, другие отношения – в семье и между собой. Лучше туда не соваться (мне, во всяком случае). И больше уже не сунусь.

Работу я в конце концов нашла, и даже не одну.... вы не переживайте!...
(Продолжение, возможно, последует - но не уверена, когда...)

Назад на страничку "Истории"

Home